Виктор Старчеус: «Это было сложное, но интересное время»
Ветерана МВД, подполковника милиции в отставке Виктора Старчеуса провели на заслуженный отдых весной 1998-го. К тому времени у него за плечами было почти 20 лет службы в органах внутренних дел, большая часть которых прошла в Григориопольском РОВД. Туда молодого лейтенанта направили после окончания Кишинёвской специальной средней школы милиции (КССШМ) МВД СССР.
О том, как сложилась жизнь, Виктор Иванович не жалеет ни секунды.
«Изначально, после службы в армии, думал стать педагогом. Хотел быть учителем физкультуры или истории. Но вышло по-другому. Как-то раз зашёл в местный отдел за паспортом, побеседовал с замполитом. Тот был настоящим профессионалом в своём деле и радикально поменял мои планы на будущее. Поступать я решил в школу милиции», – продолжил беседу герой очерка.
После окончания КССШМ первым местом службы 23-летнего офицера стало подразделение участковых инспекторов милиции.
«Главной задачей на тот момент было познакомиться с населением. Через пару месяцев проживающих на подведомственном участке знал в лицо. Каждого. От тех, кто родился, до старожил», – вспомнил минувшие годы ветеран.
Вскоре молодой участковый прошёл боевое крещение. В с. Шипка случился грабёж. Двое в масках похитили у пенсионера домашние заготовки: тушёнку, сало, консервы и вино.
Лейтенант Старчеус действовал чётко, по науке. В составе следственно-оперативной группы прибыл на место и кинолог с собакой. Та след взяла быстро. Вывела правоохранителей к заброшенной ферме. В нескольких дворах от неё жили два брата. В рабочих бумагах участкового они значились семейными дебоширами. А после визита милиционеров к ним домой стали ещё и подозреваемыми в краже.
Похищенное имущество – заготовленный на зиму провиант – оказалось в одной из комнат. Продать или спрятать его мужчины не успели.
«Раскрыть преступление – всегда радость, значит, ты хорошо выполнил свою работу. Но есть нечто более важное: благодарность. Это воодушевляет! Даже сейчас, спустя столько лет, встречаешь людей, которым помог, и они тебя помнят», – отметил Виктор Иванович.
Расследованием бытовых краж, борьбой с хулиганами, разрешением семейных скандалов и споров между соседями В.И. Старчеус был занят следующие пять лет службы. В 1985-м он был переведён в инспекцию по делам несовершеннолетних. Спустя ещё пять лет капитан милиции Виктор Старчеус стал оперативным сотрудником уголовного розыска.
Наступили 1990-е. Время перемен. В Молдове процветал национализм. Вчерашние братья выступили за объединение с Румынией. Русский язык был лишён государственного статуса.
В молодой республике тем временем шло становление собственной правоохранительной системы. Вопрос «На чьей стороне будешь служить?» стал перед каждым стражем порядка. В декабре 1991 года общественность Григориопольского района потребовала от сотрудников РОВД сделать выбор.
Виктору Старчеусу это было не сложно. Он говорил по-русски. Принял присягу. К тому же дома его поддерживала мать. Будучи ребёнком, она пережила румынскую оккупацию во время Великой Отечественной войны, всю жизнь помнила жёсткое то время. Допустить, что сын может поддержать национализм и румынизацию, не могла.
Весь личный состав 5 декабря собрался в зале РОВД: решали дальнейшую судьбу отдела милиции. Кто завтра придёт на службу? На каком языке оформлять документы? Полиция или милиция будет обеспечивать безопасность в районе?
Всё могло закончиться кровью. Для наведения конституционного порядка руководство Кишинёва планировало прислать несколько сотен вооружённых опоновцев. На случай активных противоправных действий полиции на чеку была рота батальона «Днестр» и 300 человек бойцов Республиканской гвардии. Заместитель министра внутренних дел Молдовы Константин Анточ понял, что ситуация развивается не так, как планировали, перезвонил в Кишинёв и объяснил, что тут не встретят опоновцев хлебом-солью.
Тогда молдавская делегация предложила мирное решение вопроса. Они уходят, забирают всю технику, оружие и документацию. С ними – и те сотрудники, которые продолжат службу на правом берегу Днестра.
Следующим утром Виктор Иванович и коллеги принимали ставший приднестровским Григориопольский РОВД. Они увидели безлюдные кабинеты, открытые сейфы, пустая оружейная комната и такая же дежурная часть. В штате сотрудников были два следователя, кинолог, оперативник (капитан Старчеус) и восемь участковых. Милиционеры начали с нуля и не ошиблись.
«Это было сложное, но интересное время, – вспомнил прошлое офицер в отставке. – Нам очень помогали люди, гражданское население. Как никогда. Кто-то из них пришёл на службу. Кто-то поддерживал продуктами. Зарплаты какое-то время не было. Но это не останавливало. Мы знали, что нужны».
Возглавил Григориопольский районный отдел внутренних дел Валентин Васильевич Болгов. Заместителем начальника РОВД по оперативной работе был назначен В.И. Старчеус. И началась служба.
Спустя три года Виктор Иванович пошёл на повышение: стал старшим оперативным сотрудником Тираспольского регионального отдела по борьбе с организованной преступностью. В 1996-м – он уже возглавил подразделение. Через два года Виктор Старчеус ушёл на заслуженный отдых. Но какими были те годы, вспоминает с радостью.
«Милиция сделала меня дисциплинированным. Я не люблю опаздывать. Брюки должны быть выглажены, ботинки – начищены. Сам – выбрит. Служба закончилась, а вот привычки остались», – улыбнулся Виктор Иванович.
Случайных людей в форме не бывает. А если и приходят – в профессии им не состояться. «Милицейские погоны на плечах свидетельствуют об ответственности и готовности прийти на помощь тем, кому это необходимо», – убеждён В.И. Старчеус.