Как это было…
О том, как создавалась милиция Приднестровья, Олег Леонидович Беляков даже 29 лет спустя помнит в мельчайших подробностях.
В 1991-м он служил в Бендерах, в городском отделе внутренних дел. В милицию пришёл двумя годами ранее. К тому времени успел получить высшее образование в Камышинском военном командном инженерно-строительном училище по специальности инженер по эксплуатации строительных ремонтных машин и механизмов. Молодому человеку 23 лет быстро нашлось применение в городской Госавтоинспекции. Он вступил в должность инженера по организации дорожного движения отделения ГАИ МВД Молдавской ССР.
О том, что во время службы в этом подразделении органов внутренних дел ему предстоит сделать основополагающий в жизни выбор, Олег Леонидович тогда и не предполагал. Нарастающее в стране беспокойство ощущалось всё сильнее. В 1990-м формируется молодое государство как ответ на агрессивный национализм части молдавского населения.
«События 90–91 годов прошедшего столетия были достаточно сложными для Бендер. Народное мнение выражалось забастовками и митингами. Не было стабильности. Мы понимали: прошлая правоохранительная система не справляется со своими функциями. Назрела необходимость создания своей, народной милиции, подчинённой исполкому горсовета в составе Приднестровья», – вспомнил былое О.Л. Беляков.
Днём перехода бендерского отдела внутренних дел под юрисдикцию ПМР стало 7 декабря 1991 года. Из 280 человек личного состава на сторону приднестровского народа стали всего 14. В том числе и Олег Леонидович.
«Первым был Василий Александрович Калько, который после возглавил горотдел милиции. За ним последовали его соратники, в том числе и я», – рассказал Олег Леонидович.
Четырнадцать первых – так их назовут значительно позже – тогда стали символом будущего, которое обязательно состоится. Для большей части населения города выбор этих людей стал победой молодой республики. Их уважали и поддерживали. Делали всё возможное, чтобы милиция Приднестровья скорее и в полной мере начала выполнять свои функциональные обязанности и в городе стало спокойно.
«Отдел милиции находился на улице Котовского, там сейчас здание ГАИ. Нам были приданы определённые силы казаков. Они тоже выполняли задачи по охране общественного порядка», – продолжил беседу о минувших днях О.Л. Беляков.
В помощь стражам правопорядка в городе был создан рабочий отряд содействия милиции. На заводах и фабриках отбирали самых лучших ребят и откомандировывали в горотдел. Они помогали правоохранителям обеспечивать порядок в городе.
В начале 1992 года в милицию стало приходить много людей. Для налаженной работы не хватало обмундирования, транспорта, вооружения, боеприпасов. Коллеги из Санкт-Петербурга оказали помощь в приобретении новой форменной одежды.
«В феврале милиционеры – сотрудники ППС, ГАИ, участковые – выходили в город для выполнения своих функциональных обязанностей уже в новой форме. Полиция в это время стала совершенно не нужна, они даже боялись выходить из своего здания, расположенного на улице Дзержинского, 46. Все прекрасно понимали, что время комиссариата полиции уходит, поскольку все задачи в городе выполняли сотрудники милиции», – сказал Олег Леонидович.
К марту 1992-го штат бендерской милиции составлял уже 200 человек. Бендеры находились под надёжной охраной. Ночную тишину нередко нарушали выстрелы и канонады. Милиция была в полной боевой готовности. Первого апреля стражи порядка столкнулись с кровавой диверсией. В городе была расстреляна машина ГАИ.
«Это случилось в 6:20 утра. Дежурный автомобиль собирал ночные наряды с мест несения службы и доставлял в Бендерский ГОВД. Маршрут проходил по окраинам города – по микрорайонам Хомутяновка, Борисовка, недалеко от села Протягайловка», – погрузился в воспоминания О.Л. Беляков.
На пересечении улиц Мичурина и Совхозная молдавские бронетранспортёры расстреляли дежурный автомобиль РАФ Бендерского ГАИ и патрульную машину Республиканской гвардии, а также автобус возвращавшихся со смены рабочих хлопкопрядильной фабрики. Погибли семь человек. В их числе сотрудники милиции: капитан Григорий Ечин, сержанты Игорь Грек и Анатолий Петров.
Когда это случилось, перед стражами правопорядка стал главный вопрос: «Как защитить город?»
«Мы не думали, как бежать из города, мы хотели уберечь Бендеры от более серьёзной трагедии. В тех условиях создавались гвардия и рабочие отряды содействия милиции», – продолжил Олег Леонидович.
Спустя два с половиной месяца после апрельской трагедии вновь прозвучали выстрелы. Но всё было ещё страшнее.
«19 июня 1992 года забыть невозможно. Это была пятница. Я, будучи начальником городской Госавтоинспекции, как всегда, в 16 часов проводил развод личного состава перед заступлением на службу. Мы услышали стрельбу, которая началась на улице Дзержинского, в районе типографии. Чтобы не допустить развития событий, мы начали поднимать по тревоге людей. Практически все сотрудники ГАИ с первых дней боевых действий оказались в пучине конфликта», – отметил О.Л. Беляков.
Боевые действия шли активно. На улицах – трупы, разбитые, сгоревшие машины. Подразделение ГАИ защищало городскую администрацию. Милиционеры дежурили на крышах зданий и сооружений, держали оборону города по всем направлениям вместе с гвардейцами, ополченцами, казаками. Делали всё возможное, чтобы Бендеры не были захвачены. Пришлось даже под покровом ночи переплывать Днестр, чтобы добраться до Тирасполя для пополнения запасов вооружения. Там – небольшая передышка, а после – вновь наступление. «Мы возвращались в город с серьёзным намерением навести порядок и победить в войне», – подчеркнул Олег Леонидович.
Свои боевые посты милиционеры покинули лишь в начале августа, после официального заявления о прекращении военных действий. В то время ответственность за порядок в городе взяли на себя Миротворческие силы РФ. «И тогда у нас случился отпуск. Целый месяц», – вспоминает О.Л. Беляков.
Первые годы становления приднестровской милиции Бендер оказались сложными и богатыми на события, порой трагические. Но именно это ещё раз утвердило – выбор четырнадцати первых был абсолютно верным!
Спустя четыре года после кровавого лета 92-го Олег Леонидович возглавил Бендерский отдел милиции – тот, который создавал и отстаивал лично. В следующие шесть лет его руководства Бендерский ГОВД был удостоен ордена «За личное мужество».
Службу в милиции О.Л. Беляков завершил в 2006-м первым заместителем министра внутренних дел. Он был назначен руководителем Аппарата Уполномоченного по правам человека в ПМР.
Но каждое 7 декабря, в день перехода бендерской милиции под юрисдикцию Приднестровья, Олег Леонидович – один из четырнадцати первых – встречается с коллегами. Они вспоминают, как это было…