Иван Майдановский: «В институте я впервые узнал, что значит «Один – за всех, и все – за одного»

EV4A1074О том, какое важное место в его будущем займёт Тираспольский юридический институт МВД ПМР, обычный столичный школьник Иван Майдановский и знать не знал. Выбор профессии был почти случайным. Милиционеров в семье не было.

«Примером для меня стал супруг моей сестры. После университета он пошёл в милицию. Часто за семейными обедами рассказывал о нескучных служебных буднях. Милиция его глазами мне понравилась. Но в ТЮИ брали только после 11-го класса, я же тогда заканчивал 9-й. В школе оставаться не хотелось. Решил: сначала техникум, а после обязательно институт», – начал рассказ Иван Иванович Майдановский, начальник ГОУ «ТЮИ МВД ПМР им. М.И. Кутузова».

Ещё одним человеком, который заинтересовал милицейской службой юношу, знавшего только гражданскую жизнь, стал друг семьи – Александр Иванович Фучеджи. Он служил в Управлении по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией и об оперативных буднях говорил вдохновенно, как человек, всецело любящий своё дело.

«Естественно, в 17 лет я хотел быть сыщиком, без страха и упрёка смотреть в глаза опасности. И отучившись в Приднестровском промышленно-экономическом техникуме, без раздумий отнёс документы в ТЮИ. Я хотел быть милиционером, человеком в погонах, – мыслями погрузился в прошлое подполковник милиции. – Родители же очень сомневались, особенно мама. Состоялся семейный совет. Оставив мысли об армии, я выбрал милицию».

Иван поступил в вуз в 2007 году. Конкурс был два человека на место. Экзамены – физическая подготовка, обществознание и русский язык. Несмотря на волнение, со всем справился.

«Пришёл домой довольный. Сказал, что я поступил. Что дали список, в нём то, что необходимо взять с собой. С 28 июля я уже курсант, мне присвоят звание рядового милиции», – продолжил И. Майдановский.

После этого мама выбор взрослого сына приняла. Просила себя беречь и помнить о риске. А юного курсанта тем временем ждал курс молодого бойца в Кицканском лесу. Месяц без родителей и старшекурсников, только начальник курса и его заместители. Новобранцев знакомили с физической, боевой, специальной и общеправовой подготовкой. Вчерашние школьники вырабатывали выносливость, преодолевали моральные и физические трудности.

«Сказать, что было сложно, ничего не сказать. Из нас, совершенно разношёрстных и чужих друг другу, формировали коллектив, единый организм. Принцип «сам за себя» пришлось как можно быстрее забыть. Бегут – все, в упоре лёжа – все, марш-бросок тоже для всех. Уставших и отставших нужно было нести на руках, но задание выполнить», – вспомнил первые дни в ТЮИ Иван Иванович.

Подъём в шесть, десять минут на сборы, после шесть километров по лесу – бегом, гуськом, «бабочкой». И так до тех пор, пока для каждого результаты товарища будут также важны, как свои собственные. И это только зарядка.

«Любимым упражнением нашего руководителя было усовершенствованное отжимание. К примеру, начальная стойка в упоре лёжа могла длиться секунд сорок. И если кто-то был недостаточно усерден, время увеличивалось. Физическая подготовка должна была неминуемо улучшаться. Это было главное, – продолжил беседу глава вуза. – Раз в неделю в лес приезжал заместитель начальника института. Вопрос у него был всегда один и тот же: «Кто-то хочет домой?» Домой хотели все, но никто не сказал об этом».

Насыщенные дни заканчивались вечерней прогулкой со строевой песней. Взвод Ивана, будущие сотрудники розыска, исполнял известную «Прорвёмся, опера!», притом пели её и следующие пять лет. Слова главного курсантского гимна будущих розыскников Иван Иванович и сегодня помнит наизусть.

С началом осени перебрались в казарму. Курс молодого бойца для «выживших» закончился присягой. Клятву на верность Родине принесли в День милиции, 10 ноября.

«Это я запомнил навсегда. Лил дождь. Нас построили задолго до начала мероприятия. Однако ливень шёл такой сильный, что репетицию пришлось отменить, – поделился Иван Майдановский. – Продолжилась непогода и во время ритуала. Мы мокрые насквозь, бушлаты можно было выжимать. Сегодня, спустя время, я рассматриваю это как ещё одно испытание, предупреждение о том, что нести службу придётся в любых погодных условиях. Для милиции плохой погоды нет».

Началась учёба. К официальному статусу – курсант ТЮИ – добавился неофициальный: «слон, 1-й курс».

«Это из-за формы серого цвета. Хотя «ушки» на кепи были на кнопках, их уголки слегка торчали. Старшие курсы их старательно подшивали, чтобы головной убор смотрелся идеально. Мы же только входили в курсантскую жизнь. «Cлоны» так и появились», – объяснил тонкости юмора в вузе бывший курсант.

Пять лет института многое изменили. Штудируя правовые «талмуды», юноши учились быть взрослыми, по-настоящему дружить, любить профессию. И – что тоже важно для милиционера – безукоризненно отглаживать стрелки на брюках.

«Сделать стрелку идеальной поможет сухой обмылок, – поделился секретом Иван Иванович. – Вывернул брючину, провёл по стрелке с изнанки. Дальше марля, отпариватель – и всё замечательно и совсем не хлопотно. Способ проверенный, научили меня этому здесь. Работает до сих пор. Считаю, что идеально отглаживать стрелки – обязанность владельца брюк. Форму вот уже 14 лет утюжу только сам. Своих курсантов учу тому же».

Курсанты ТЮИ ко всему – будь то быт или учёба – относились серьёзно. Кодексы и справочники по праву стали главными настольными книгами, а собственноручно написанный конспект – билетом на экзамен. Был у курсантов и свой «экватор».

«Сдал гражданский процесс, муниципальное, уголовное и конституционное право – это практически гарантия, что получишь диплом. Курсантская точка невозврата», – вспомнил былое начальник вуза.

В конце 4-го курса, задолго до получения первого офицерского звания, некоторые старшекурсники старались предвосхитить важное событие. Чтобы всё случилось наверняка, по две лейтенантских звезды юноши рисовали с изнанки курсантских погон. Так отмечали, что каждый из четырёх госэкзаменов сдан. Иван Майдановский был уже старшиной милиции.

«Я очень гордился своим званием. И звёзды не рисовал, – отметил он. – Что стану лейтенантом милиции, не сомневался».

К главному в жизни курсантов дню – вручению дипломов – старшина милиции Майдановский и его товарищи готовились. Учились, чеканили шаг. И, соблюдая традицию, выпускники копили монеты: именно они «обещали» серьёзный карьерный рост.

«Монеты, которые выбрасывают в небо, когда идут торжественным маршем, запасают заранее. Притом есть примета: чем их больше, выше их достоинство и чем выше их бросишь, тем крупнее будут звёзды на погонах и тем больше их будет, – сказал подполковник милиции. – Много монет выбросить не получилось, потому что я вёл взвод и отдавал воинское приветствие. Вероятно, сработало исключение, подтверждающее правило».

И ещё одна кулуарная институтская традиция. Чтобы служба была лёгкой, а следующее звание присвоено вовремя, молодые офицеры должны «проставиться» за звёзды тем курсантам, кто ещё не закончил учиться в ТЮИ. В просвет своего лейтенантского погона владелец вкладывал немного денег, чтобы хватило на чай и булочку. Курсант же, по уставу обратившийся к новоиспечённому офицеру, старался угадать, какой погон выигрышный. Если везло, вкусное чаепитие было обеспечено.

Лейтенант милиции Майдановский закончил учёбу с отличием. Красный диплом стал важным, но отнюдь не главным достижением курсантской жизни.

«В институте мы выросли как специалисты, товарищи, коллеги. Самых надёжных друзей – они и сейчас часть моей жизни – мне подарил милицейский вуз. Пять лет плечом к плечу! Мы братья не по крови, а по духу», – убеждён офицер.

Теперь каждое утро в родные стены он приходит уже начальником. Подполковник милиции Майдановский руководит ТЮИ МВД ПМР больше трёх лет. Уверяет, что, когда учился здесь, даже представить этого не мог.

«Курсантом быть непросто. Нужно научиться жить в форме, привыкнуть к дисциплине, много учить. Но руководителем, оказалось, быть сложнее. Об институте и его жизни думаешь всегда. Успехи курсантов и студентов – и твои успехи. Мои преподаватели научили меня любить профессию, понимать её ценность. Я стараюсь продолжать их дело. Ведь для вчерашних школьников милиция начинается с Тираспольского юридического института», – заключил руководитель вуза.



 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter