Константин Бордей: «О сделанном выборе не пожалел ни разу»
Заслуженный сотрудник Министерства внутренних дел ПМР Константин Георгиевич Бордей в правоохранительных органах больше 30 лет. Начинал службу инспектором ИДН, завершил – заместителем начальника Управления кадров МВД ПМР.
В июле 1979 года Константин Бордей окончил исторический факультет Кишинёвского государственного университета им. В.И. Ленина (ныне Государственный университет Молдовы) по специальности «преподаватель истории и обществоведения». По распределению молодой учитель был направлен в школу с. Глиное Слободзейского района МССР.
«Историю детям я преподавал около полугода, педагогическая работа нравилась. Потом мне предложили место в инспекции по делам несовершеннолетних в Отделе внутренних дел Тираспольского горисполкома. До того момента и не думал, что когда-то буду служить в милиции, – признался герой очерка. – У меня другое представление было об этой работе. Я думал, что инспектор ИДН – это как инспектор УНО. Полагал, что мы будем ходить по школам, проверять их деятельность. А тут оказалось посложнее. Совсем другое – находить общий язык и влиять на несовершеннолетних, нарушивших закон. На учёте они состоят до 18 лет. Мы должны были посещать их по месту учёбы, по месту работы, если это были юноши или девушки 16–17 лет. Контролировать их поведение, беседовать, разъяснять законы.
Окунувшись в работу с трудными подростками, я узнал жизнь совсем с другой стороны. Было морально тяжело видеть, в каких условиях живут неблагополучные семьи. Порой возникало ощущение, что ребёнок родителям не нужен. Иногда привозишь подростка 10–12 лет домой в час-два пополуночи, а взрослые просто спят. Их сын бродяжничал по городу, может, три дня, может, четыре, ночевал в подвалах, на теплотрассах, а им всё равно. И дети чувствовали эту отстранённость и безразличие родителей. Им остро не хватало семейного тепла, – с горечью отметил Константин Георгиевич. – Мы поддерживали связь со школами, где учились наши подучётные, с педагогами и классными руководителями. Совместными усилиями старались как-то этих детей удержать от непоправимых ошибок. Потом, много лет спустя, я встречал некоторых, с кем работал, когда был инспектором. Выросли. Иные говорили: «Спасибо, Константин Георгиевич, если бы не Вы и не Ваши беседы, я бы, наверное, попал в тюрьму, учитывая окружение, в котором тогда находился».
В инспекции по делам несовершеннолетних К. Бордей проработал 12 лет. В 1992 году ему предложили перейти на службу в отдел кадров Министерства внутренних дел ПМР.
В то непростое для молодого государства время кадровая система в ОВД была практически разрушена. Часть личного состава приняла сторону народа Приднестровья и перешла под юрисдикцию ПМР. Но были и те, кто предпочёл уехать в Молдову. При этом подавляющее большинство личных дел правоохранителей было уничтожено либо вывезено на территорию сопредельного государства. Работу требовалось строить с нуля.
Руководители ведомства в то время поставили кадровый вопрос во главу угла. Достаточно сказать, что в самом первом штатном расписании в отделе кадров числилось семь сотрудников, но все должности были вакантными. В силу сложившихся обстоятельств первое время занимались кадровыми делами заместитель начальника УВД ПМССР – Юрий Сергеевич Овсянников и Валерий Викторович Ткачук. Позднее, в мае 1992 года, к делу приступили первые профессионалы – Павел Антонович Камнев и Иван Иванович Федоро́вич.
Константин Георгиевич Бордей, тоже стоявший у истоков кадровой службы МВД Приднестровья, хорошо помнит события тех лет.
«Я пришёл в отдел кадров Министерства внутренних дел в начале декабря 1992 года. Начальником отдела был Павел Камнев, а его заместителем – Иван Федоро́вич, – повёл рассказ о коллегах офицер. – Мне посчастливилось работать с людьми, о которых можно книги писать. Это были неординарные личности. Павел Антонович удивлял меня своими знаниями в различных областях. У него отменная память была. Иван Иванович долгие годы руководил отделением кадров Тираспольского ГОВД, а потом в министерство перешёл. Он был трудоголиком, неустанно работал. Именно эти люди строили службу, от которой зависел дальнейший успех дел не только в самом ведомстве, но и во всей милиции в целом. Потом, в декабре 93-го, пришёл Пётр Иванович Продиус. У него был большой опыт работы с личным составом».
Постепенно, шаг за шагом налаживалась работа, подразделения комплектовались специалистами. Кадровая служба не раз реорганизовывалась. Совершенствовались её функции, расширялись задачи.
«Первая моя должность, да и вторая, – это работа с совсем разным контингентом. В ИДН нашими подучётными были те, кто нарушает закон, а в отделе кадров оформляли тех, кто будет бороться с нарушителями, – объяснил Константин Георгиевич. – Безусловно, к кандидату есть определённые требования – и морально-психологические, и эмоционально-волевые, медицинские, немаловажна и физическая форма. И на каждом этапе сотрудники кадрового аппарата проводят тестирование, изучают претендента. Не всегда кандидат становится милиционером».
Константин Георгиевич считает, что при приёме важно доброжелательно встретить нового человека с гражданки. «Не надо отпугивать того, кто приходит устраиваться на работу, – продолжил разговор опытный сотрудник. – Если он увидит негативное отношение, то сразу передумает. А в будущем это мог бы быть хороший сотрудник. Тут просто надо объяснять, куда человек идёт. Задавать вопросы: понимает ли, какие задачи перед ним будут стоять».
За годы службы Константин Георгиевич научился во время разговора определять истинные мотивы трудоустройства кандидата и понимать, сто́ит человеку идти в правоохранительные органы или лучше поискать другое применение своим силам и способностям.
«Самое главное, с каким настроем идёт человек в милицию, почему он принял такое решение, – сказал офицер. – Некоторые приходили, чтобы бороться с преступностью. Кто-то хотел служить только в уголовном розыске, чтобы, как герои телевизионных сериалов или детективных рассказов, ловить преступников. Другие рассчитывали устроиться в службу ГАИ или в паспортное подразделение и получить выгоды для себя».
Накопленный багаж знаний и опыт позволили Константину Георгиевичу стать хорошим наставником молодым сотрудникам отдела кадров. Ему и сейчас могут позвонить и спросить совета.
По стопам К. Бордея пошла одна из двух дочерей. Получив юридическое образование, она работает в отделе кадров Управления вневедомственной охраны. Как и отцу, выбранная стезя нравится.
В январе 2018-го Константин Георгиевич вышел на пенсию. Но спустя полгода по приглашению экс-министра внутренних дел Ивана Васильевича Фучеджи вернулся к работе. Теперь в качестве секретаря совета Республиканской общественной организации «Ветераны органов внутренних дел Приднестровья».
Организация действует с 2017 года. Главная её цель – поддержка вышедших на пенсию сослуживцев. Как подчеркнул Константин Бордей, на сегодняшний день в ветеранском движении более 600 человек.
«Мы оказываем помощь ветеранам. Например, есть человек-инвалид, который отслужил и сейчас на пенсии уже. Ему необходима инвалидная коляска. Мы пишем ходатайство в Министерство по социальной защите и труду, чтобы помогли нам, выделили инвалидную коляску для пенсионера. Также готовим письма и ходатайства, чтобы нам выделили путёвки в Тираспольскую физиотерапевтическую поликлинику для оздоровления ветеранов, – сообщил Константин Георгиевич. – Связь поддерживаем со всеми районами, где есть отделения ветеранских организаций МВД».
«Мне нравится работать. Привык к такому ритму жизни, – подчеркнул полковник милиции в отставке. – За годы службы о своём выборе пойти служить в органы внутренних дел я не пожалел ни разу».