Анатолий Кушнир: «Я горжусь, что посвятил жизнь карьере милиционера»

02Анатолий Александрович Кушнир – ветеран органов внутренних дел, начал службу в ОВД с 1985 года.

Прежде чем стать правоохранителем, успел отслужить срочную службу в рядах Советской Армии. После этого поступил в Кишинёвский государственный университет им. В.И. Ленина на биолого-почвенный факультет по специальности агрохимия и почвоведение.

По окончании учебного заведения его выбор пал на Вооружённые Силы СССР. Два года он отслужил офицером в разведывательном подразделении 14-й гвардейской общевойсковой армии в Тирасполе.

Анатолий Александрович был больше расположен к профессии милиционера, поэтому принял решение пойти в органы внутренних дел. При оформлении на службу в Тираспольский ГОВД был направлен на учёбу на Высшие курсы МВД СССР.

«Я учился в Харькове год. Окончил Высшие курсы МВД СССР (там готовили оперуполномоченных по борьбе с преступлениями в сфере экономики). Мы поступали на базе высшего образования. Лишних предметов не было, только те, которые необходимы по специальности. Подобное было и в Ленинграде, но по линии уголовного розыска. А я проходил по линии отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС)», – вспоминает А.А. Кушнир.03

Вернувшись в Тирасполь, он начал профессиональную деятельность в должности оперуполномоченного ОБХСС. Ответственность и большие нагрузки были естественными в работе. Повседневное общение с рабочими и руководителями предприятий, финансовыми работниками, раскрытие различных преступлений, связанных с хищением, проверки курируемых объектов входили в круг ежедневных дел оперуполномоченного ОБХСС.

04В конце 80-х ХХ века Анатолий Кушнир активно боролся с валютными спекулянтами.

«Был такой период в рыночной экономике, когда спекуляция и валютные операции процветали. А это были тяжкие преступления, – продолжил разговор Анатолий Александрович. – Валютчики стояли на каждом углу. В наши задачи входило вылавливать их и привлекать к ответственности. Это оперативная работа, и она самая сложная».

«Так как у меня есть опыт работы следователем, то могу сказать, что это занятие больше кабинетное. Получив в производство уголовное дело, приступаешь к следственным действиям – допросу свидетелей, подозреваемых и обвиняемых, сбору доказательственной базы. Результат всей работы – предъявление обвинения и направление дела в суд.

В случае если вышеперечисленные действия выполнены некачественно, уголовное дело могут направить на дорасследование. Такая ситуация – минус в проделанной работе следователя. В моей практике подобного не было», – добавил ветеран ОВД.05

Недолгое время А. Кушнир был следователем в следственном отделе Тираспольского ГОВД, после чего получил должность заместителя командира батальона патрульно-постовой службы по работе с личным составом. Именно в этой должности он застал тяжёлые времена для страны и органов внутренних дел. Тогда перед всеми представителями правоохранительных органов, в частности милиции, встал серьёзный вопрос: «С кем ты?». С одной стороны, была Молдавская Советская Социалистическая Республика, с другой – неизвестность. Идея о создании Приднестровской Молдавской Республики только зарождалась. В Кишинёве проводились митинги за объединение с Румынией, появлялись лозунги, в числе которых и «Чемодан – вокзал – Россия!».

«Тяжёлое было время. Огромная страна разваливалась, люди не знали, что их ждёт. Это сейчас всё кажется, что так просто было. Было и морально сложно, и боялись за семью, за свою жизнь. По городу периодически передвигалась военная техника, в основном в ночное время, в районы боевых действий. Когда вели обстрел Кицканского плацдарма, то грохотали орудия.

Часто по ночам можно было услышать стрельбу из автоматов в разных частях города. Всё это держало в напряжении как население, так и сотрудников милиции, находившихся в тот момент круглосуточно на службе.

В Тирасполь приезжали представители МВД Молдавии и общались с коллективами сотрудников и работников органов внутренних дел. Говорили нам, что мы нарушаем закон. А за нарушение и срок получить можно», – объяснил А.А. Кушнир.

06Каждый милиционер сделал личный выбор, под чьей юрисдикцией остаться служить. Кто-то смог быстро определиться с решением, другим потребовалось время.

С образованием Приднестровья постепенно стала налаживаться и система правоохранительных органов. Люди привыкали к новым условиям жизни. Стражи правопорядка продолжали охранять покой граждан.

В 1993 году Анатолий Кушнир по приглашению руководителя тираспольского отдела по борьбе с экономическими преступлениями Александра Славьевича Гевлича перешёл к нему в подразделение, был назначен на должность заместителя начальника ОБЭП. Впоследствии занял один из руководящих постов уже в профильном управлении МВД ПМР. Опыт оперативника в экономической сфере позволил ему лучше понимать подчинённых и давать полезные советы.

С каждым из сотрудников была тесная связь, так как необходимо было знать и контролировать деятельность оперативников. У кого какие документы и приказы на исполнении, сколько агентуры, в чём нужна помощь и многое другое. Главное правило на службе, каким Анатолий Александрович пользовался сам и учил сотрудников, звучит так: «Мы не должны видеть в каждом гражданине преступника, если не доказано, что он виновен».07

Сравнивая работу в отделе по борьбе с экономическими преступлениями и в следствии, А. Кушнир подметил: «В розыске уже есть совершённое преступление и необходимо найти, задержать и привлечь к уголовной ответственности нарушителя. А в ОБЭП наоборот. Есть преступник, то есть человек, совершающий длящееся преступление в сфере экономики, о котором мы знаем, а оперативный сотрудник должен собрать доказательную базу, на основании которой возбуждается уголовное дело. А дальше уже работу ведёт следователь. То есть процесс в уголовном розыске идёт от преступления к преступнику, в ОБЭП – от преступника к преступлению».

С 1997-го по 2000-й Анатолий Александрович работал в Министерстве государственной безопасности. После чего вышел в отставку.

За время службы в милиции А.А. Кушнир усвоил: сотруднику ОВД следует быть универсальным и добросовестным. По его словам, благодаря различным должностям и выполнению разного рода обязанностей правоохранители лучше понимают жизнь, приобретают опыт и грамотно подходят к делу. Милиционер умеет работать и с людьми, и с документацией. Но самое главное – несёт ответственность за свои действия.

«За любым материалом стоит человек. Привлечение даже по административной статье – это определённое пятно в биографии. Поэтому каждый протокол должен быть отработан до последней запятой. Уместно сравнивать работу милиционера и врача. Оба должны постоянно практиковаться, повышать свои профессиональные навыки, читать специальную литературу. Оба должны помнить, что от их действий зависит судьба конкретного человека. Я горжусь, что посвятил жизнь карьере милиционера, и по сегодняшний день продолжаю им оставаться, но уже в статусе ветерана органов внутренних дел», – подчеркнул А.А. Кушнир.

08В 2017 году Анатолий Кушнир стал одним из инициаторов создания ветеранской организации, получившей название «Союз защиты прав ветеранов милиции города Тирасполь и Слободзейского района». Также принимал активное участие в регистрации РОО «Ветераны органов внутренних дел Приднестровья». В обеих организациях он заместитель председателя. В работе альтруист.

«Наш род деятельности в ветеранской организации довольно сложный. Всегда находятся те, кто нуждается в помощи и поддержке. Поэтому мы стараемся оказать помощь каждому, – пояснил Анатолий Александрович. – Например, у нас есть товарищ, который в 90-е годы на службе получил ранение. Мы встретились с ним и предложили помощь. Необходимые бумаги относительно ранения он, оказывается, хранил все эти годы. Наша организация подняла документы, и он впоследствии был награждён заслуженной медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».

Ветеран рассказал о том, как создавалась первая общественная организация, с какими трудностями пришлось столкнуться: «Я встретился с бывшим коллегой Яковом Дмитриевичем Чёрным. Во время беседы он поделился идеей о создании ветеранской организации. Он рассказал, что предлагал и другим товарищам по работе принять в этом участие, но все почему-то отказывались. Я согласился и с большим желанием взялся за работу. Так как у нас не было понимания, как это делать, мы обратились к опыту российских коллег. Там подобные организации существуют давно. Взяв за образцы их уставы, мы подготовили свой. К сожалению, после долгих стараний мы узнали, что он не годится. В нашей республике существует свой шаблон формы устава, где изменения и дополнения можно вносить только в определенном разделе».09

Так, 31 июля 2017 года зародилась общественная организация «Союз защиты прав ветеранов милиции города Тирасполь и Слободзейского района». По её примеру стали формироваться и другие – при территориальных ОВД. Чтобы объединить движение в единое целое, у Ивана Фучеджи, бывшего министра внутренних дел ПМР, родилась идея создать организацию республиканского масштаба – РОО «Ветеранов органов внутренних дел Приднестровья».

Её цели и задачи заключаются в оказании материальной и медицинской помощи, моральной поддержки пенсионерам, инвалидам, ветеранам ОВД и военнослужащим внутренних войск; в защите их прав и законных интересов, содействии в решении социальных проблем. За годы существования ветеранской организации удалось оказать различные виды помощи.

«Мы не только помогаем материально ветеранам, мы также отслеживаем, кто из пенсионеров болеет, кого уже, к сожалению, не стало. Одной из основных наших заслуг является то, что мы смогли организовать для некоторых ветеранов бесплатное реабилитационное лечение в Тираспольской водолечебнице, несколько человек съездили в оздоровительный комплекс «Днестровские зори» в Меренештах», – рассказывает Анатолий Кушнир.

10Поддержка сотрудников милиции в отставке – не единственное, чем занимаются ветераны. В допандемийное время они совместно с учащимися Тираспольского юридического института МВД ПМР проводили специальные бесплатные консультации – оказывали юридическую помощь для различных категорий граждан. Обратиться могли безработные, пенсионеры, инвалиды, родитель, воспитывающий ребёнка без супруга (супруги), а также участники вооружённых конфликтов. Вопросы, с которыми обращались люди, были разные. Они касались проблем, связанных с социальным обеспечением, гражданским и жилищным правом, а также семейным и трудовым законодательством.

«У нас был заключён договор с ТЮИ. Мы со студентами собирались в кабинете, а на улице мы выставляли стенд, где указывалось, что даётся бесплатная юридическая консультация. Эта работа большая и нужная людям», – объясняет А.А. Кушнир.

О своей работе в ветеранском движении Анатолий Александрович говорит следующее: «Для меня это близкое и родное. Здесь я занимаюсь полезным делом и чувствую себя, как говорят правоохранители, «в обойме».


 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter