Мы хотим передать своё дело в надёжные руки

01Подполковник милиции в отставке, ветеран МВД Яков Дмитриевич Чёрный 25 лет посвятил службе в органах внутренних дел. О том, что это за работа, готов воодушевлённо говорить часами. Несмотря на то, что в настоящее время он на пенсии, активно продолжает участвовать в жизни ведомства и уделяет особое внимание ветеранскому движению. С 2017 года является председателем общественной организации «Союз защиты прав ветеранов милиции города Тирасполь и Слободзейского района».

Яков Дмитриевич со своей будущей профессией определился ещё во время службы в Вооружённых Силах СССР. В армию он был призван в 1978 году, после окончания Тираспольского техникума пищевой промышленности. Служил в Донецке (в учебном центре) и Кишинёве (в специальной моторизованной части милиции, такие подразделения охраняли общественный порядок в городах и других населённых пунктах МССР).

«Выполнял задачи по охране общественного порядка и борьбе с уличной преступностью в составе кишинёвского батальона, – начал беседу Я.Д. Чёрный. – Это был полезный опыт, и примерно в то время я понял, что меня больше интересует милицейская служба. Поэтому принял решение идти на юридический факультет и за полгода до демобилизации начал готовиться к поступлению».

В 1980 году Яков Чёрный поступил в Кишинёвский государственный университет имени В.И. Ленина. Окончив учёбу в 1985 году, по направлению начал службу в Тираспольском ГОВД в должности следователя.03

«На первых порах, разумеется, было трудно: работа довольно сложная и имеет много процессуальных моментов и особенностей. Постепенно втянулся, понял все тонкости, и уже через несколько месяцев дела́, которыми я занимался, направлялись в суд», – поделился ветеран.

В начале 1986 года Я.Д. Чёрный поехал повышать квалификацию в Высшую следственную школу в Волгограде. Окончил её с отличием и вернулся к своим прежним обязанностям. Обучение дало ценные знания, которые он применял в служебной деятельности.

«Работа следователя очень сложна, требует знаний и усилий, чтобы доказать причастность конкретного лица к преступлению и, самое главное, не привлечь к уголовной ответственности человека, не имеющего отношения к противоправному деянию. Приходилось расследовать дела сложные, трудно доказуемые, когда совершено несколько тяжких преступлений в составе группы. Помню случай расследования уголовного дела по спекуляции. Тогда оперативные работники по отдельному поручению выезжали в командировку в северные районы бывшего СССР для документирования факта скупки товара, – рассказал Яков Дмитриевич. – Работал и над простыми делами. Сроки их расследования значительно короче по времени. Доказать причастность лица к совершению преступления легче.

04В период с 1985 по 1992 год в следственном отделении Тираспольского ГОВД работали всего восемь следователей. Нагрузка на одного сотрудника была огромной: в среднем до 40 уголовных дел в месяц».

Помимо основной работы, где Я.Д. Чёрный проявлял себя как ответственный сотрудник, во времена СССР он занимался активной деятельностью в комсомольской организации при ГОВД. Благодаря незаурядным способностям и добросовестному отношению к выполнению обязанностей, он был избран в городской комитет комсомола.

«Помню, в системе городского коммунистического союза молодёжи активно развивалось социальное движение по строительству молодёжных жилищных комплексов (МЖК). Суть заключалась в том, чтобы обеспечить молодые семьи жильём. Для этого та самая молодёжь с многих предприятий была откомандирована на промышленные и строительные объекты в другие уголки страны. Там зарабатывали деньги на строительные материалы для будущего дома. После этого возвращались, и начиналось строительство самого́ многоквартирного здания, – посвятил в детали бывший комсомольский вожак. – В первый раз, когда создавалась очередь желающих, я вышел с инициативой помочь в получении жилья и милиционерам. Но уже было поздно, все места заняли. Поэтому при строительстве следующей очереди МЖК я постарался и успел «пробить» три квартиры для наших сотрудников».

Так энергично проходила жизнь до распада СССР. Потом наступило тяжёлое время для многих стран, вышедших из его состава. Переломный момент для жителей левобережья Днестра ветеран вспоминает с грустью в глазах.

«Начало 90-х прошлого века – это отдельная тема не только для меня, но и для всех людей, кто жил в то время и принимал участие в отстаивании своих прав и рубежей. Передать чувства, испытанные народом тогда, довольно трудно. Никто не знал, как быть, как правильно поступить. Всё было сложно, но в то же время и просто. Просто потому, что нужно было всем сердцем поверить в то, что мы можем создать свою республику. Трудно потому, что приходилось налаживать жизнедеятельность молодого государства фактически с нуля, – продолжил ветеран. – Я тогда в следствии был, и мы продолжали работать, расследовать и раскрывать преступления, арестовывать тех, кто в них виновен. Помню, женщины стояли перед отделом и требовали перехода милиции под юрисдикцию Приднестровской Молдавской Республики. А потом и военные действия начались. Было много погибших. Мы пережили страшное время, и до сих пор это скорбные дни для всего народа нашей республики.05

С установлением хрупкого мира на Днестре жизнь постепенно стала налаживаться. В рабочую колею входили и сотрудники правоохранительных органов. Милиционеров, которые остались служить приднестровскому народу, не хватало, но мы старались сделать всё, что в наших силах».

В 1992 году Яков Дмитриевич был переведён на службу в аппарат Министерства внутренних дел ПМР. Как вспоминает ветеран, тогда ведомство располагалось в одном здании с Министерством государственной безопасности.

«В МВД я пришёл референтом главы внутренних дел. Министром на тот момент был Юрий Сергеевич Овсянников. Помимо основных обязанностей на меня возложили ответственность за информирование населения о результатах работы органов внутренних дел, – объяснил собеседник. – Это дело тоже непростое. И так как у меня было юридическое образование, а не журналистское, то приходилось прибегать к помощи извне. Главный редактор газеты «Трудовой Тирасполь» Дмитрий Кондратович вычитывал готовый текст, где необходимо, редактировал и придавал, так скажем, литературность сухим цифрам».

06Как вспоминает Яков Дмитриевич, в ходе выполнения возложенных на него задач в МВД, также необходимо было осуществлять проверки деятельности горрайорганов и оказывать коллегам практическую помощь. Зачастую выезды в районы были сопряжены с риском для жизни – имели место случаи применения огнестрельного оружия со стороны молдавских националистов.

«К примеру, в 1992 году, когда мы с ныне покойным, к сожалению, Валерием Ивановичем Белегой (в то время он занимал должность оперативного работника) ехали в Каменку на его машине, в районе с. Дороцкое по нам открыли стрельбу. Это были страшные секунды. Машина получила механические повреждения, никто не пострадал. После этого случая, когда мы выезжали в северные районы республики, нам выдавали бронежилеты, которыми мы прикрывали переднее и боковые стёкла. Водителю оставалась открытой для обзора лишь полоска дороги», – рассказал об одном из эпизодов своей жизни Я.Д. Чёрный.

Время становления Министерства внутренних дел ПМР было непростым. Укомплектованность подразделений личным составом – ниже 50 %. Нехватка кадров сказывалась на нагрузке действующих сотрудников. Рабочий день зачастую заканчивался глубокой ночью. Приходилось интуитивно принимать управленческие решения, некоторые подразделения формировать с нуля. Милиционеры, которые остались служить Приднестровью, быстро учились всему новому.07

«В дежурной части МВД тогда работали Александр Камнев, Пётр Николаев, Сергей Ласкавун, Владимир Кравченко, Александр Кулик, Валерий Нейман, – погрузился в прошлое ветеран. – Когда эти милиционеры заступали на дежурство, кроме выполнения основных обязанностей они собирали информацию о произошедших правонарушениях и преступлениях в республике. Формировали системы учёта вручную (тогда дефицит даже печатных машинок был). Делали это для отслеживания криминогенной обстановки».

Вся информация из районов стекалась в МВД. Изначально изучали данные, составляли аналитические таблицы и диаграммы всего два человека: Яков Дмитриевич Чёрный и Виктор Павлович Захаров (заместитель министра внутренних дел на тот момент). Этот процесс был трудоёмким и требовал больших временных затрат. В ведомстве назрела острая необходимость в формировании автоматизированной системы данных.

Я.Д. Чёрный стоял у истоков создания электронной учётной базы МВД. Долго искали профильных специалистов и нашли. Первым начальником Информационного центра (с 1993 по 1996 год) был Виталий Анатольевич Гончаров. Именно он усовершенствовал и наладил работу подразделения. Сегодня это уже мощный механизм в огромной ведомственной системе, который носит название: Информационно-аналитический контрольный центр Департамента информации и связи МВД ПМР.

08С 1999 по 2002 год Яков Дмитриевич работал в Слободзейском отделе внутренних дел в должности заместителя начальника милиции – начальника милиции общественной безопасности. После он принял решение уйти на пенсию.

«Позднее, в 2011 году, когда Министерство внутренних дел Приднестровья возглавлял Вадим Николаевич Красносельский, мне посчастливилось вновь поступить на службу в МВД в качестве преподавателя Тираспольского юридического института, – продолжил рассказчик. – Я, конечно же, этому был очень рад. Так три года на кафедре уголовного права, процесса и криминалистики читал лекции курсантам и студентам».

После преподавательской деятельности Яков Дмитриевич поступил на госслужбу в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике, где и по сей день продолжает работать. Помогает людям восстанавливать гражданские, трудовые и социальные права, которые были нарушены.

Я.Д. Чёрный уже привык оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается. О проблемах и трудностях ветеранов милиции он знает не понаслышке. И не может говорить об этом спокойно.

«Часто я задумывался о той категории людей, а именно о милиционерах, которые после увольнения в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию, будто бы исчезали из вида. Где и чем занимаются, что их тревожит, было неизвестно. А ведь это сотрудники, у многих из которых записано одно место работы в трудовой книжке. Они в 90-х годах сыграли главную роль в становлении республики и практически всю жизнь посвятили службе в органах внутренних дел, очень опасной и ответственной. Они сделали очень много для Приднестровья в целом и нашего правоохранительного ведомства в частности. На их глазах и с их помощью создавалась милиция, которую мы сегодня видим, но о них, к сожалению, стали забывать, – эмоционально продолжил разговор Яков Дмитриевич. – А ведь они не простые люди. Каждый из них – легенда органов внутренних дел ПМР. Они нуждаются не только в моральной, но и социальной поддержке.09

В связи с этим я стал думать о создании ветеранской организации. Появилось желание сделать так, чтобы о моих коллегах и других ветеранах милиции, об их делах помнили не только их дети, внуки, но знали и действующие работники ОВД, чтобы можно было им помочь в трудную минуту, ведь, к сожалению, годы бегут и наши ветераны стареют. Им нужна различная помощь».

К 2017 году Я.Д. Чёрный окончательно решил создать общественную организацию, которая сможет помогать ветеранам милиции. Началом послужило составление устава для «Союза ветеранов…». Основа строилась на базе аналогичных документов Российской Федерации.

Содействующих Якову Дмитриевичу оказалось не так уж много. Мало кто из ветеранов верил в успешный исход его инициативы. Первым, кто действительно помог, стал Анатолий Кушнир.

«Вместе с Анатолием Александровичем мы решили обратиться в Министерство внутренних дел, чтобы поддерживать связь и быть, так скажем, в тесном контакте. Наши начинания поддержали. Через несколько дней зарегистрировали организацию, которую назвали «Союз защиты прав ветеранов милиции города Тирасполь и Слободзейского района». Почему Тирасполя и Слободзейского района? – акцентировал внимание офицер в отставке. – Потому что работали и работают в столичной милиции и сотрудники, которые проживают на территории Слободзейского района».

Данная организация ветеранов органов внутренних дел была создана 31 июля 2017 года. Затем Иван Васильевич Фучеджи выдвинул идею образовать Республиканскую общественную организацию «Ветераны органов внутренних дел Приднестровья». Я.Д. Чёрный, как человек уже опытный в этой сфере деятельности, вместе с активистами Союза оказывал всестороннее содействие.

10«Союз защиты прав ветеранов милиции города Тирасполь и Слободзейского района» под председательством Якова Дмитриевича продолжает успешно и эффективно функционировать и сегодня. Это место встречи единомышленников, которые помогают бывшим сотрудникам милиции пенсионного возраста.

«С момента создания организации работа закипела: мы стали созваниваться с нашими ветеранами (их у нас более 150 человек), интересоваться их положением, состоянием здоровья, кто в чём нуждается. У нас зародились свои традиции: поздравляем каждого с днём рождения, с другими праздниками, – подчеркнул Я.Д. Чёрный. – Мы всегда держим руку на пульсе. Узнаём, кто болен, и оказываем им материальную или иную помощь, выделяем путёвки, решаем различные социальные вопросы по оздоровлению. Ходатайствуем перед руководством республики о том, чтобы удостоить государственных наград тех ветеранов, кто в силу каких-либо причин не был своевременно замечен. Мы объединяем людей общей профессии. Приглашаем их на расширенные советы, во время которых рассказываем о проделанной или запланированной работе, объясняем нашу цель. При этом в «Союз…» с радостью принимаем и молодых людей – действующих сотрудников, так как именно на их плечи лягут обязанности организации, когда нас не станет. Они непосредственные участники ветеранского движения в системе органов внутренних дел республики, хотя пока не ветераны. Мы хотим передать своё дело в надёжные руки».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter