Уголовный розыск – это моя жизнь!
Засады и задержания, перестрелки и погони, опросы и осмотры мест происшествия, выезды в любое время дня и ночи, в праздники и выходные, без возможности планировать свободное время. Для кого-то всё это – сущее наказание, но только не для тех, кто своим призванием считает службу в розыске.
«Для меня уголовный розыск – это всё! Мы живём на работе. И это не преувеличение. Это наша реальность. Наши жёны – вторые половинки – нас понимают, без их поддержки было бы сложно», – рассказывает начальник отдела уголовного розыска УВД г. Тирасполь Николай Шульга.
В милицию он пришёл сразу после службы в армии. Младшим сержантом приняли в розыск. С тех пор прошло 20 лет. Позади сотни раскрытых преступлений, задержанных подозреваемых, тысячи бессонных ночей. Но, признаётся Николай, не было ни разу мысли бросить всё и сменить работу.
«Если человек влюбляется по-настоящему в эту профессию, он не уйдёт из уголовного розыска. Наверное, чтобы тут работать, нужна самоотверженность и любовь к этой работе. Если это твоё, ты понимаешь с первых месяцев, что хочешь здесь служить, что ты можешь сделать много правильного и благородного для людей, для общества», – делится мыслями подполковник милиции.
Преступлений за два десятилетия службы было раскрыто немало. Но Николай говорит, помнит каждое, по которому работал. И добавляет: «Неимоверные эмоции, память на всю жизнь, когда понимаешь, что финал близок, что преступник изобличён. Это и адреналин, и гордость, и радость одновременно».
Своими наставниками Николай Шульга считает Владимира Васильевича Гавриленко – тогдашнего начальника отдела столичного уголовного розыска, и Ивана Ивановича Бахчевана, который был руководителем подразделения, куда пришёл молодой оперативник в 2002 году.
Советы своему ученику полковник милиции Бахчеван, если потребуется, даёт и сегодня. За плечами начальника Управления уголовного розыска МВД больше четверти века службы в органах внутренних дел. Пришёл в лихие 90-е, застал и разгул преступности в начале нулевых.
«Мне навсегда запомнился один рабочий день. Утро было обычное, началось с оперативки – совещания, на котором начальник розыска зачитал сводки о преступлениях. Помню, тогда он достал стопку листов и озвучил, что за сутки зарегистрировано 67 преступлений только по Тирасполю. Представляете, какой был уровень преступности?! В те времена бывали дежурства, когда две следственно-оперативные группы могли за сутки не вернуться на базу ни разу. Переезжали с одного места преступления на другое», – вспоминает Иван Бахчеван.
Но ни ненормированный рабочий день, ни мизерная зарплата, ни угрозы со стороны преступников не заставили его сменить место службы.
«Чтобы служить в уголовном розыске, нужно понимать самое главное: это не работа, это образ жизни. Если это у тебя в душе, если ты это понимаешь и принимаешь, тогда ты опер, – рассказывает Иван Бахчеван. – Простому человеку, обывателю непонятен тот кураж, те чувства, которые в душе оперативника. Когда ты работаешь над раскрытием преступления, анализируешь, раскладываешь всё по кирпичикам, ты этим живёшь и дышишь. А когда понимаешь, что до финала рукой подать, это целая гамма чувств и эмоций».
На вопрос «Что для Вас уголовный розыск?» полковник милиции отвечает: «Это моя жизнь. У меня нет другой. И даже если бы можно было прожить её заново, я бы ничего не поменял».
Делом жизни службу в розыске считает и Сергей Сары. Заместитель министра – начальник криминальной милиции МВД ПМР в органах внутренних дел с 1993 года. Начинал службу в столичном батальоне ППС.
«Патрулируя участок по Тирасполю, мы получили сообщение о совершённом грабеже в центральной части города. Получили ориентировку, что у женщины была похищена сумка. В наше поле зрения попал гражданин, который по приметам подходил под описание преступника. Обратили внимание, что у него в руках женская сумочка. Далее провели захват и задержание, – вспоминает Сергей Сары. – То ощущение раскрытого преступления, я думаю, предопределило мою дальнейшую судьбу. И когда было предложено перевестись из ППС в уголовный розыск, это было воспринято позитивно: я был горд, что меня заметили, и рад быть частью легендарной службы».
Учителями и наставниками нынешнего замминистра были легенды тираспольского сыска: Георгий Филиппович Чавдарь, Пётр Васильевич Лялюк, Михаил Кузьмич Клёван, Анатолий Анатольевич Фидельский.
«Те навыки, которые они привили нам, тогдашним молодым сотрудникам, были успешно реализованы. За что я им благодарен», – говорит полковник милиции.
Быть сотрудником уголовного розыска, считает Сергей Сары, не только почётно и гордо, но и крайне ответственно: «Эта работа очень кропотливая, отнимает определённое количество времени и сил, но, когда сотрудник видит реализацию своих возможностей, это его вдохновляет на достижение новых результатов. Уголовный розыск – это моя жизнь. Ему я отдал больше половины служебной деятельности. Я благодарен этой службе, потому что это очень хорошая школа жизни».