Сергей Кобзарь: «Если пошёл в милицию, значит, должен нести службу до конца»
Ветеран органов внутренних дел Сергей Дмитриевич Кобзарь – уроженец Каменки – вышел на пенсию в 2006 году, но и сегодня с теплотой вспоминает службу.
Отучившись в техникуме, в 1980 году Сергей Дмитриевич, как и многие юноши, был призван в армию. Военным комиссариатом СССР направлен в учебное подразделение в город Коломыя Ивано-Франковской области Украинской ССР, потом – в ракетные войска стратегического назначения. Окончил службу в городе Стрый Львовской области в должности заместителя командира взвода.
Сержант Кобзарь вернулся в Каменку в 1982 году. Тогда он столкнулся с первой сложностью на своём жизненном пути – по специальности, полученной им в техникуме (техник-механик холодильно-компрессорных машинных установок), не было работы. Тогда наш герой поступил на Каменский консервный завод, именно там и пришла идея служить в милиции. «Посоветовался с женой, она меня поддержала», – отметил Сергей Дмитриевич.
Так и начался путь Сергея в правоохранительной структуре, тернистый и полный опасностей.
В то время (конец 80-х прошлого века) молодых сотрудников милиции направляли на первоначальную подготовку в Кишинёв. Сержант Кобзарь поступил на службу во вневедомственную охрану. Чтобы укрепить штат сотрудников милиции Молдавской ССР, новобранцам давали возможность остаться в столице. Однако судьба подсказала Сергею, очевидно, правильное решение.
«Начальник зашёл к нам, – вспомнил ветеран МВД, – и спросил меня, всех ли знаю в посёлке Каменского консервного завода. Как мне было всех не знать? Я вырос там. Он настоял, чтобы я служил в Каменке участковым».
По приказу Министра внутренних дел СССР сержанту Кобзарю было присвоено специальное звание младший лейтенант милиции в связи с переводом на новую должность. Молодой сотрудник учился у Каменских милиционеров тому, что они знали и умели сами.
«Я ориентировался на старших, так постепенно и вошёл в рабочую колею, – сказал Сергей Дмитриевич. – Коллектив был сплочённый, руководители меня понимали, шли навстречу».
Офицер несколько лет трудился участковым, говорит, время прошло незаметно. Затем его перевели в уголовный розыск. С.Д. Кобзарь разыскивал без вести пропавших.
По воспоминаниям Сергея Дмитриевича, это было время перехода районных отделов милиции под юрисдикцию Приднестровья.
«Об этом шли разговоры между сотрудниками, это обсуждали на совещаниях, – продолжил он рассказ. – На одном из таких собраний замполит РОВД в Каменке Дмитрий Николаевич Дмитрашко попросил коллег с правого берега Днестра выйти, потому что шёл разговор о том, чтобы все оставшиеся в актовом зале перешли под юрисдикцию Приднестровья. Они спокойно встали и вышли, никто не ругался. Культурно и мирно разошлись. Они не захотели жить в нашей республике: на том берегу у них были семьи, дома».
Свой выбор Сергей Дмитриевич Кобзарь объяснил так: «Я родился и вырос здесь, здесь моя семья. Конечно, в Молдове обещали высокие зарплаты, карьерный рост, хорошую пенсию, но моя родина тут, а значит, я нужен на этом месте».
Сергей Дмитриевич вместе с сослуживцами из Каменки и других городов Приднестровья не остался в стороне во время боевых действий в Бендерах. «В Бендерах я занимался розыском без вести пропавших, их было очень много», – отметил ветеран ОВД.
Невзирая на непростые условия, стражи закона продолжали правоохранительную деятельность. Было очень важно пресекать действия преступников, препятствовать мародёрам и другим злоумышленникам.
В Бендерах милиционерам приходилось нелегко. О самом ужасном из того времени Сергей Дмитриевич помнит до сих пор. «Однажды меня направили на эксгумацию тел, – неохотно продолжил он. – Тракторист на технике собирал убитых. Я должен был опознать погибших, ведь занимался розыском без вести пропавших.
Туда приехали родители погибших, жёны, родственники. Они признавали своих близких. И трупы сразу хоронили. Когда я всё это увидел, тогда и появились у меня первые седые волосы, – с болью сказал ветеран. – Страшно было смотреть, как мужчины и женщины лежат, а рядом стоят их родные… Лучше бы этого никто не видел».
Любой военный конфликт рано или поздно останавливается. Так случилось и в 1992-м. Сергей Кобзарь вместе с товарищами по службе приехал в Каменку. Всё возвращалось на круги своя.
Ещё немного герой очерка проработал в уголовном розыске, а потом – в Каменском отделе ГАИ на должности старшего инспектора ДПС (дорожно-патрульной службы).
Три года Сергей Дмитриевич отдал службе в Госавтоинспекции, а затем в семье случилось несчастье. Дмитрию Васильевичу, отцу, по состоянию здоровья ампутировали ноги.
«Мне нравилось в ГАИ, но нужно было ухаживать за отцом. Квартира родителей находилась на втором этаже, без моей помощи он не смог бы элементарно выйти на улицу, – поделился проблемой ветеран. – Так совпало, что в дежурной части освободилось место. И я перевёлся. График работы позволял уделять внимание и службе, и семье».
В должности оперативного дежурного Каменского РОВД Сергей Дмитриевич проработал до самой пенсии. Из разговора с нашим героем, по натуре своей человека скромного, узнали, что работа оперативного дежурного настолько же важна, как и труд участкового, сотрудников ГАИ и уголовного розыска. Несмотря на то, что оставил службу почти 17 лет назад, обязанности сотрудника дежурной части помнит до сих пор.
«К нам поступали телефонные звонки о различных происшествиях – драках, семейных скандалах, кражах, авариях. Мы их в журнале регистрировали. Сведения каждый вечер отправляли в МВД. При тяжких обстоятельствах (например, убийствах или изнасилованиях) оперативный дежурный должен был также выезжать на место преступления с другими сотрудниками, чтобы собрать материал», – рассказал ветеран милиции.
Так Сергей Дмитриевич сменил дневной график работы на суточный. Сначала дежурства были сутки через трое, но нехватка кадров заставила руководство пересмотреть режим работы сотрудников дежурной части. Начались смены сутки через двое.
«Первое время было тяжеловато. Сначала сдашь дежурство, затем развод на плацу РОВД. Получалось, что приходишь домой в 10–11 дня. Думаешь немного передохнуть, а уже вечер, – сказал о трудностях службы С.Д. Кобзарь. – Один выходной автоматически уходил на сон, а во второй – можно было заняться домашними делами, родителям помочь – словом, сделать всё, ради чего это и затеял».
За годы службы Сергей Дмитриевич ни разу не сомневался в выборе профессии. «Если я пошёл в милицию, значит, должен нести службу до конца», – заявил пенсионер МВД.
Сейчас Сергей Дмитриевич Кобзарь воспитывает двух внуков и охотно делится воспоминаниями о милиции.