Александр Павлович: «Мы защищали людей…»
Александр Николаевич Павло́вич – капитан милиции в отставке, активист Союза ветеранов спецназа «Днестр».
Родился А.Н. Павлович 11 мая 1959 года в Кишинёве. Его отец окончил школу милиции, начинал следователем. Почти 36 лет прослужил в Следственном управлении МВД МССР. Мать работала в сфере обслуживания. Воспитывался Александр, как положено сыну офицера: дома царила строгая дисциплина. Окончив школу, устроился на работу на завод «Мезон» в Кишинёве. Через год удалось осуществить мечту – поступить в Кременчугское лётное училище гражданской авиации (ныне Кременчугский лётный колледж, филиал Харьковского национального университета внутренних дел). Стал курсантом, принял присягу. «Я не жалею об этом решении, именно тогда для меня началась взрослая жизнь», – сказал Александр Николаевич.
До сих пор он отчётливо помнит годы учёбы. Дисциплины имели специфический уклон. Особенно интересовали предметы, на которых изучали психологию и психофизиологию. Тогда и начал формироваться особый менталитет молодого человека, умение видеть людей насквозь и предугадывать их действия. Памятны ветерану и прыжки с парашютом. Яркие эмоции остались на всю жизнь.
В 21 год А.Н. Павлович стал специалистом в управлении воздушными судами. Очень хотел работать в Заполярье, однако ме́ста для молодого человека-максималиста не оказалось. Тогда при распределении, по его собственному выражению, «напросился» на Дальний Восток.
В Хабаровске Александр Павлович трудился пять с половиной лет в должности второго пилота самолёта. Работа была нелёгкая, но интересная. Перевозили не только людей, но и различные ценные грузы.
В городе на Амуре и женился. Супругу выбрал себе под стать – старшего лейтенанта милиции. В 1986 году молодожёны переехали в Молдавию. Александр Николаевич работал командиром воздушного судна. В Бельцах тогда располагался авиаотряд.
«В Молдавии в те годы начал зарождаться национализм. Я видел всё это. Люди выходили на демонстрации, стояли в пикетах, их там избивали. Помню, убили парня прямо в центре Кишинёва. До сих в памяти его имя – Дима Матюшин. Он просто шёл по городу и разговаривал по-русски», – вспомнил непростое время ветеран.
С происходящим А.Н. Павлович был не согласен, поэтому в мае 1992 года принял решение переехать в Тирасполь. «Я взял сумку, камуфляж, берцы, военный билет и с моей овчаркой приехал в Приднестровье. Пошёл добровольцем в спецподразделение МВД «Днестр».
Из неопубликованных мемуаров капитана милиции в отставке А.Н. Павловича: «Для защиты Республики Постановлением Правительства в августе 1991 г. был создан Отдельный батальон милиции специального назначения (ОБМСН) «Днестр», штатная структура которого должна была составлять 480 бойцов.
Первым боевым командиром батальона был назначен полковник милиции Гончаренко (Матвеев) Николай Степанович, который уже имел опыт формирования, руководства и координации действий прибалтийских ОМОНов.
Вместе с ним из Прибалтики прибыли и некоторые бойцы Рижского ОМОНа, которые приняли решение продолжать бороться за сохранение нашей Родины – Советского Союза – уже на земле Приднестровья. Именно эти легендарные парни в чёрных беретах с колоссальным опытом оперативной и боевой работы стали тем ядром, вокруг которого начал формироваться будущий батальон «Днестр». Набирали бойцов исключительно на контрактной основе и только из добровольцев. Предпочтение отдавали прошедшим службу в Советской Армии, органах милиции и особенно ветеранам, исполнившим интернациональный долг, – воинам-афганцам.
ОБМСН «Днестр» включал три роты с приданными службами тыла и обеспечения.
От молодых ребят призывного возраста, желающих служить в спецназе МВД, чтобы защищать дом, свою землю, не было отбоя. Батальон подчинялся непосредственно Президенту ПМССР Игорю Николаевичу Смирнову».
А.Н. Павлович, будучи командиром взвода роты специального назначения, принимал участие в боевых действиях в Дубоссарах. Личный состав вверенного ему подразделения совместно с милицией и комендатурой избавлял город от диверсантов, националистов, боролся с мародёрами, преступниками, пресекал провокации, изымал оружие у тех, кто владел им незаконно.
Страха смерти, говорит Александр Николаевич, не было. Была жажда справедливости. Вспоминает, как приходилось видеть по ту сторону баррикад людей, которых в прошлом считал товарищами.
«С одним пареньком, Юрой, мы дружили ещё с детского сада, ходили вместе в школу. Он пошёл в армию, я – в училище. Юра из Бессарабии, жена русская, трое детей. Он служил в Министерстве юстиции МССР. Стал командиром спецназа Молдовы «Пантера», – привёл пример офицер милиции. – В 1992 году, прямо перед началом военных действий в Бендерах, я узнал, что под его командованием целую группу бойцов завезли в бендерскую тюрьму под видом заключённых. Информация подтвердилась. В нужный момент они получили оружие и стреляли по людям в городе.
Через прицел мы друг друга не видели, встретились через несколько лет после вооружённого конфликта на общем мероприятии. Мы холодно поздоровались, но вскоре разговорились. Он клялся мне, что больше никогда не пойдёт против Приднестровья. Говорил, что, пока воевал здесь, националисты выкидывали его жену из троллейбуса за русскую речь.
Я объяснил ему, почему оказался в приднестровском спецназе, и спросил: выстрелил бы он, если бы взял меня на прицел? Он, конечно, ответил, что нет. Сказал, что, если бы я попал в плен, он не дал бы со мной расправиться. Я ответил, что никогда не попал бы в плен. Это позор для офицера. Мы продолжили общаться, и он оказался нормальным человеком, у которого пелена с глаз спала на события 92-го года».
Александр Николаевич никогда не делил людей по национальности. Ведь он сам рождён в Кишинёве, отец – белорус, мать – украинка, жена – русская. Плохих наций и народов нет. Есть люди, которые их порочат, полагает ветеран.
В 1994 году А.Н. Павлович возглавил действовавший при батальоне «Днестр» отряд «Дельфин».
Из неопубликованных мемуаров ветерана: «Проводимые отделом по борьбе с организованной преступностью (ОБОП) совместно с отрядом «Дельфин» оперативные мероприятия по разгрому преступных группировок, задержанию их лидеров и активных участников дали результат. Представители криминального мира вздрогнули. Естественно, при проведении масштабных спецопераций силовую поддержку нам оказывали всё те же парни в чёрных беретах – бойцы ОБМСН «Днестр».
Ушли в прошлое перестрелки между бандами на улицах городов, перестали взрываться автомобили преступников, постепенно сошёл на нет рэкет. Значительно уменьшилось количество убийств и особо тяжких преступлений».
«Дельфин» выполнял самые сложные задачи в Тирасполе, Дубоссарах, Бендерах. Спецназовцы наводили порядок – проверяли, как соблюдается паспортный режим, участвовали в задержаниях криминальных авторитетов. «Отряд настолько активно действовал и быстро передвигался по городу, что люди думали, будто работает весь батальон «Днестр». А нас был всего-то 21 человек», – отметил Александр Николаевич.
Через некоторое время отряд «Дельфин» расформировали. А.Н. Павловича назначили заместителем командира по боевой и специальной подготовке в роту, где проходили службу срочники. «Признаюсь, что испытывал определённые сложности в этой работе. Пришлось восстанавливать в памяти собственные знания, что-то навёрстывать. Обычно мы работали с людьми опытными, а тут – мальчишки», – сказал ветеран.
Приятным воспоминанием того периода остался КМБ в с. Глиное Григориопольского района, где его воспитанники в 1994 году показали превосходные результаты. Молодые солдаты демонстрировали прекрасную технику в рукопашном бою, на полосе препятствий, в стрельбе. Помогал в подготовке молодых бойцов сослуживец – ныне Почётный сотрудник МВД – Анатолий Туз.
«Когда министр внутренних дел Иван Васильевич Фучеджи увидел подготовку наших ребят, он отдал распоряжение подарить роте видеомагнитофон», – с улыбкой вспомнил былое Александр Николаевич.
После КМБ солдаты приняли присягу. На торжественной церемонии присутствовал Игорь Николаевич Смирнов. Президенту так понравилась безупречная выправка молодых бойцов и слаженность их действий во время показательной программы, что он распорядился подарить роте видеокамеру.
Так, благодаря опытному наставнику А.Н. Павловичу и упорным занятиям срочники стали пользоваться новой техникой, снимать тренировки. Это позволило анализировать ошибки, совершенствовать мастерство.
В 1994 году Александр Николаевич поступил на службу в отдел по борьбе с организованной преступностью в качестве оперативника. И снова он выполнял важные задачи, лицом к лицу сталкиваясь с матёрыми преступниками, участвовал в боевых операциях, изъятии оружия. В этой должности Павлович проработал около четырёх лет.
Вскоре отдел был реорганизован, и А.Н. Павлович направил свою кипучую энергию в общественную деятельность. Был избран председателем Союза ветеранов спецподразделений республики, стал активным деятелем Республиканской общественной организации «Союз ветеранов спецназа «Днестр».
Дочери Александра Николаевича пошли по стопам отца. Старшая – подполковник полиции в России, младшая ещё учится, но уже планирует связать судьбу с МВД. Двух сыновей офицер также воспитал себе под стать – порядочными, принципиальными, готовыми в любой момент встать на защиту народа.
Своей Родиной А.Н. Павлович считает Советский Союз. Верность многонациональному народу для него ориентир в жизни. Произнесённые когда-то слова Присяги остались в душе навсегда и до сих пор имеют особое значение: «Я клянусь защищать Родину мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни, для достижения полной победы над врагами!»