Главное в службе милиционера – помогать людям

ДундерСистеме правоохранительных органов Николай Петрович Дундер отдал больше 20 лет. Не так давно он принял ответственный пост председателя общественной организации «Ветераны органов внутренних дел Дубоссарского района и города Дубоссары» от Фёдора Володаровича Полякова. Союзу экс-сотрудников территориального РОВД в 2024-м исполнилось семь лет.

Достав из сумки блокнот, Николай Петрович показал длинный список фамилий тех, кто состоит в нём. И с грустной улыбкой заметил, что одни приходят в организацию, а другие покидают, уходя из жизни. Цель союза состоит, прежде всего, в содействии при лечении сослуживцев, ветераны также ведут работу с молодёжью. Часто бывшие сотрудники правоохранительных органов выступают в музее и школах перед ребятами и рассказывают, как приходилось работать в Советском Союзе, о становлении приднестровской милиции.

Н.П. Дундер родился в августе 1949 года. Семья, в которой было семеро детей, жила в селе Скиношика Чимишлийского района Молдавии. Мама работала в детском саду, отец – железнодорожником. Держали хозяйство, как и все сельчане. Так и жили. Мама по национальности была гагаузкой, отец – болгарином. И маленький Коля говорил на трёх языках – гагаузском, болгарском и русском.

Николай Петрович заметил, что, достигнув преклонных лет, стал чаще вспоминать прошлое. О своём детстве помнит, как бегал босиком с мальчишками по полю, пас скот. Особенно скучает по плациндам с творогом, которые пекла бабушка Федо́ра. Случалось, свободолюбивые сельские ребятишки сбегали из детского сада, и бабушка им говорила, что если они будут послушными и не будут убегать, то она угостит их выпечкой, и дети слушались. Кстати, тесто она месила одной рукой, и вот почему. Во время Великой Отечественной войны бабушка Федо́ра прятала в яме во дворе раненого лётчика-разведчика. Румынский полицай заподозрил женщину в пособничестве советским солдатам, избивал чтобы она выдала лётчика, но она так и не призналась. Он сломал ей челюсть и руку. За неё вступился немец из комендатуры, иначе румын убил бы её. А бабушка так дальше и прятала лётчика до начала Ясско-Кишинёвской операции. Военный был ей очень благодарен, и после войны она часто ездила к нему погостить в Подмосковье...

Глядя в небо, мальчишкой Коля мечтал объездить много стран, когда вырастет. Во времена его юности над селом, где он рос, часто пролетали кукурузники. «С них специалисты обозревали местность, активно искали нефть, уголь и другие полезные ископаемые. Мне это казалось очень увлекательным. Мой двоюродный брат Пётр поступил в мореходное училище, его рассказы о море ещё больше дразнили воображение», - вспоминает Н.П. Дундер.

Окончив в 1966 году школу, Николай прошёл курсы слесаря-газовика. Затем поступил в мореходное училище в Херсоне. Проучился он недолго. Врачи установили, что у него искривлённая носоглотка. Посоветовали срочную операцию. Расстроенный юноша вернулся домой, чтобы как можно скорее исправить изъян. Он планировал и дальше учиться в Херсоне. После операции в Кишинёве был долгий процесс реабилитации – больше трёх месяцев. Но, к сожалению, и после этого к мореходной службе он оказался не годен – такой вердикт вынесли врачи.

Николай отслужил в армии, стал работать в газовом хозяйстве в Кишинёве: стыдно было ждать помощи от родителей, которым младших детей надо было поднимать. В этот период познакомился со студенткой мединститута Эвелиной, замечательной девушкой из Дубоссар. Вскоре они поженились. (Забегая немного вперёд, отметим: вместе они прожили несколько десятков счастливых лет. В любви и понимании воспитали сына Виктора и дочь Викторию, которые подарили им пятерых внуков).

Переехав ради супруги в Дубоссары, Николай Петрович стал участковым милиционером. Шёл 1971 год. Младший сержант милиции Дундер следил за порядком в Красном Виноградаре, Рогах, Александровке, Новой Кошнице, Пырыте, Боске, Дубово, Дойбанах-1 и Дойбанах-2. Заочно учился на юридическом факультете Кишинёвского госуниверситета.
Да, среди населения случалось всякое – и убийства, и грабежи, и просто пьяные скандалы. «Не хватало в советской милиции транспорта, на вызовы мы в основном выезжали на мотоциклах. Но был престиж профессии правоохранителя и большой конкурс при трудоустройстве – на одно место претендовали, бывало, восемь человек!» – поделился фактами из жизни ветеран.

Быть участковым инспектором – значит, отвечать буквально за всё на вверенной территории. Улаживать конфликты и разрешать споры между соседями, обеспечивать безопасность людей, помогать в самых трудных ситуациях. Немало эмоционально тяжёлых случаев осталось в памяти офицера. Об одном из них рассказал: «Поступил вызов. В Новокомиссаровке изнасиловали девочку. Я немедленно выехал, и на месте оказалось, что подозреваемый работал на молокозаводе. Сельчане хотели учинить самосуд над мужчиной. Насильник боялся расправы и на тракторе, гружённом бидонами с молоком, поехал по вспаханному полю. Я за ним вдогонку несколько километров, и всё-таки задержал. И как не хотелось мне отдать его жителям села, я понимал: страж закона не может давать волю эмоциям, виновный должен предстать перед судом».

В 1978 году Николай Петрович оставил службу. И на то были причины. Была очень больна Эвелина Тимофеевна. Ей требовалась срочная операция, на которую зарплаты сотрудника милиции не хватало. Офицер отправился в Кишинёв – на приём к руководству МВД за помощью, и тщетно. Денег на операцию дал отец, но с условием, что сын уйдёт из милиции.

«Врачи давали неутешительный прогноз и говорили, что после операции Эвелина Тимофеевна проживёт максимум три года. А прожила ещё тридцать пять лет», – со слезами на глазах произнёс Николай Петрович.

Он рассказал, что в те годы, когда работал на гражданке, в средней школе вёл уроки по труду, позже преподавал молодёжи историю в Дубоссарском учебно-производственном комбинате.

В начале вооружённого конфликта на Днестре Н.П. Дундер записался в ТСО (территориальный спасательный отряд) и нёс службу на самых опасных направлениях. Его командиром был Сергей Николаевич Слободянюк. Спецслужбы Молдовы охотились на Дундера. И в конце весны 1992-го он вынужденно увёз семью в Россию. Спустя два года, когда миновала угроза жизни, приехал с родными домой и вернулся в Дубоссарский РОВД – на службу, по которой очень скучал. Был назначен старшим инспектором по профилактике ОУИМ (отделения участковых инспекторов милиции). Вскоре опытный правоохранитель, уже будучи капитаном, стал заместителем начальника ОУИМ, а на исходе 1995-го возглавил медвытрезвитель. Николай Петрович руководил подразделением пять с половиной лет.

По мнению Н.П. Дундера, главное предназначение милиционера, где бы он ни трудился, – спасать людей в трудных ситуациях, защищать их права, делать всё, чтобы в обществе все соблюдали законы, жизнь была бы безопасной.

«Нести милицейскую службу – это призвание. Быть хорошим правоохранителем по воле обстоятельств нельзя, – убеждён Николай Петрович. – И хотя есть разные оценки действиям милиционеров, когда людям трудно, они ищут помощи от сотрудников МВД. И мы, милиционеры, помогаем, не бросаем в беде. Это самое главное».

Следующие 6 лет Николай Петрович служил старшим инспектором группы разрешительной системы. Для справки: её сотрудники осуществляют контроль хранения различных образцов оружия и использования боеприпасов к нему, чтобы предупредить хищение и утрату. Под их ответственностью магазины по торговле оружием, образовательные учреждения, спортивные и охотничьи организации. Сотрудники разрешительной системы обеспечивают личную безопасность людей. Основные усилия милиционеры сосредотачивают на том, чтобы оружие не попало в руки преступников. Специалисты подразделения ведут большую профилактическую работу с гражданами, в том числе и при выдаче лицензии на приобретение оружия.

Последние годы службы Николай Дундер занимал руководящие должности в территориальном подразделении Управления Гражданской защиты и Аварийно-спасательной службы Главного управления по чрезвычайным ситуациям МВД ПМР. Свою работу он выполнял безупречно и был отмечен многочисленными ведомственными и государственными наградами. Николай Петрович вышел на пенсию в возрасте за шестьдесят. Проработал на благо людей в общей сложности свыше 40 лет, половину из них посвятил службе в ОВД.

Такая преданность Николая Петровича делу, профессии стала примером для самых близких. Дочь Виктория много лет трудилась в территориальном подразделении Управления по делам миграции, зять руководил участковыми милиционерами в Дубоссарах.

Своей жизнью Н.П. Дундер доволен. Офицер в отставке продолжает болеть душой за тех, кто его окружает, – руководит местной организацией ветеранов органов внутренних дел и, чем может, помогает людям.


 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter