Пример мужества и доблести

01Иван Филиппович Главацкий – посвятил службе в ОВД свыше 30 лет, в составе общественной организации «Союз защиты прав ветеранов милиции города Тирасполь и Слободзейского района» передаёт свой опыт молодому поколению милиционеров.

Родился И.Ф. Главацкий 8 февраля 1958 года в селе Ильичёвка Флорештского района МССР в семье крестьян. В 1973-ем поступил в ГПТУ-12 г. Оргеев. Получив специальность «Экскаваторщик», был направлен на работу в ПМК-11 (передвижная механизированная колонна) в с. Суклея Слободзейского района. Затем был призван в Советскую Армию, должен был служить в морском флоте. Но когда Иван Филиппович пришёл в военкомат, ему сообщили, что его личное дело и ещё пятерых призывников отобрали представители МВД СССР, и он будет служить во внутренних войсках. Так И.Ф. Главацкий попал в специальную моторизованную воинскую часть милиции в г. Кишинёв. Именно здесь он познакомился с деятельностью правоохранительных органов, выполняя задачи по охране общественного порядка на улицах города.

Давняя мечта Ивана Филипповича стать моряком не давала ему покоя. После окончания службы в 1978 году он подал документы в морское училище ГПТУ-2 г. Николаев на специальность «Матрос-моторист». По распределению был направлен в г. Калининград. Два года специалист 1 класса Иван Главацкий ходил в море на транспортном судне «Изумрудный берег». В 1981-ом уволился, вернулся домой, женился и устроился работать экскаваторщиком в ПМК-4 г. Бельцы. Через год перевелся в ПМК-12 в с. Суклея Слободзейского района, где и обосновался со своей семьёй.

Кардинальных перемен в жизни, смены профессии Иван Филиппович не планировал. Его судьбу изменила случайная встреча. Однажды в компании друзей он познакомился с Леонидом Анатольевичем Донцом, в то время возглавлявшим Слободзейский РОВД. Оказалось, что оба служили в одной воинской части. Начальник райотдела предложил перейти на работу в милицию. В этот период создавалась патрульно-постовая служба, а с задачами, которые стоят перед сотрудниками ППС, Иван Филиппович был хорошо знаком, в армии он занимал должность заместителя командира взвода. Посоветовавшись с женой, в 1983 году он сменил гражданскую одежду на милицейскую форму.

Патрульно-постовая служба тогда состояла всего из 4 человек – Константина Тюпы, Владимира Ротаря, Фёдора Шинкарюка и Ивана Главацкого. Позже, в 1987 году, Иван Филиппович был переведён в отделение участковых инспекторов. Свою служебную деятельность он осуществлял на административном участке в с. Суклея.

Критерии к сотрудникам органов внутренних дел во все времена предъявлялись высокие, так как служба требует особого мастерства и профессионализма. Физическая и огневая подготовки Ивана Филипповича были на высоте. Ещё будучи в армии, он принимал участие в состязаниях по различным видам спорта, становился призёром соревнований по стрельбе.

Чтобы развиваться в своей новой профессии, Иван Филиппович поступил в Кишинёвскую среднюю специальную школу милиции МВД СССР. В 1988 году, по окончании учебного заведения ему присвоили специальное звание лейтенант милиции.

За 4 года службы участковый инспектор И.Ф. Главацкий проявил себя как грамотный, профессиональный сотрудник, отлично знающий свою подведомственную территорию. Среди населения он пользовался заслуженным уважением. Профессионализм Ивана Филипповича отметил заместитель начальника по оперативной работе Слободзейского РОВД Анатолий Алексеевич Бурдюжа и предложил молодому сотруднику перейти в отделение уголовного розыска. Сомнений не было: хотелось совершенствоваться и добиваться новых успехов.

И вот в мае 1991 года старший лейтенант милиции И.Ф. Главацкий приступил к выполнению задач на вверенном ему административном участке уже в качестве оперуполномоченного ОУР. Первое раскрытое преступление хорошо помнит и сегодня. На ферме в с. Суклея были совершены несколько краж лошадей. Преступники подсыпали охраннику клофелин и, когда он засыпал, уводили животных. Так были украдены 5 лошадей. За помощью к сотрудникам обратился председатель сельхозпредприятия. Раскрыть кражу поручили Ивану Филипповичу, хорошо знающему свой участок. Проведя оперативные мероприятия, опросив людей, он получил ценную информацию. Узнал, что на ферме несколько раз появлялся молодой человек не из местных, приходил подработать. Также выяснил, что в соседнем селе, расположенном на территории Украины, группа цыган делает глиняные кирпичи, а в работе используют лошадей. «Я приехал туда, поговорил со старшим этой группы, описал приметы одного из работников, которого подозревал. Когда его вызвали, я сказал: «Ты совершил три кражи, три уголовных дела возбуждено, где лошади? Если их нет, я сейчас всех ваших лошадей изымаю, и будете глину руками месить, пока мы не выясним, откуда у вас эти животные». Тогда молодой человек сознался, что трёх лошадей с повозкой продал местным жителям, а остальных отправил в Черновицкую область и обменял на других лошадей», - вспоминает Иван Филиппович.

Работая в розыске, редко задумываешься об опасности, которая поджидает тебя при раскрытии того или иного преступления. Есть долг перед гражданами, перед Родиной, и выполнять его обязан каждый сотрудник. Так было и во время событий, ставших переломными в судьбе всего Приднестровья, в период становления государственности, создания органов власти и управления. Тогда И.Ф. Главацкий со своими коллегами принял непростое, но очень важное решение – присягнуть на верность нашей молодой республике. Не все соглашались сделать этот ответственный шаг, были и те, кто перешёл работать в Молдову. «Тогда Анатолий Алексеевич Бурдюжа первый сказал, что согласен перейти под юрисдикцию ПМССР. Он собрал наш розыск отдельно, объяснил, дал время подумать, и мы написали рапорта. Присягу на верность народу Приднестровья мы принимали в Доме культуры», - вспоминает Иван Филиппович.

В 1992 году, во время военной агрессии Республики Молдова, сотрудники милиции выполняли долг, следуя присяге. Им пришлось ощутить на себе тяжёлое бремя войны. Весь личный состав райотдела был переведён на казарменное положение, сутками все находились в отделе. Из числа сотрудников выставлялись посты по охране границ района. Подразделение уголовного розыска тогда обслуживало пост Слободзея – Первомайск. Днём и ночью, по 8 часов оперативники дежурили на постах, кроме этого отрабатывали преступления, совершённые на территории обслуживания. «Нас домой отпускали только на один день, чтобы можно было искупаться, взять еду на неделю. Каждый жил у себя в кабинете, тут же готовили кушать, спали. Бывало, утром заступил в наряд и только к следующему рассвету приезжаешь в отдел. К примеру, выехала следственно-оперативная группа в Первомайск, оформили там кражу, а по рации передают, что нужно выдвигаться в другой населённый пункт. И так практически по всему району на дежурном «УАЗе» ездили целые сутки. Во время войны только в Суклее было возбуждено 22 уголовных дела по убийствам. В то время было очень тяжело», - признаётся И.Ф. Главацкий.

После войны было не легче. Количество преступлений возросло в несколько раз. Если до трагических событий в Приднестровье в с. Суклея регистрировали 60 преступлений в год, то в 1992-1993 годах их число доходило до 150. Среди них были кражи, грабежи, разбои. Преступные группировки зачастую назначали встречи друг другу на территории Суклеи. Порой такие «разборки» заканчивались убийством.

Уголовный розыск – это сложная работа, сопряжённая с рядом трудностей, и даже опасностью. Об этом Иван Филиппович знает не понаслышке: «Был такой случай, в 1993 году, когда в меня стреляли. Я был в отпуске, находился в Суклее. Тогда на трассе бочки с бензином продавали. Мы сидели во дворе, отдыхали, забегает водитель с простреленной рукой и говорит: «Напали два пацана, забрали все деньги, бензин». Я вышел на трассу, смотрю - один впереди две канистры тащит, а второй сзади – тоже две канистры и кулёк с деньгами несёт. Эти деньги вываливаются, он их поднимает. Я подошёл к одному и говорю: «Ты что? Ладно, взял бензин, зачем ты мужику руку прострелил, деньги забрал? Это же не его личные деньги». Он был выпивший, начал на меня кидаться, и рукой за пазуху тянуться. Смотрю, а там у него пистолет. Я его тогда на землю повалил, вижу, второй уже целится в меня метрах в 30-ти. И только слышу – свист. Пуля пролетела совсем близко и попала в здание. Он хотел ещё раз выстрелить, но, видимо, осечка произошла, взял канистру и убежал. На помощь поспешил знакомый, задержал грабителя. Отвели его в контору, вызвали наряд, изъяли у него барабанный пистолет и обойму, там патронов штук 30 было запасных. Дали ему «условно» – он один был у родителей, мать - заслуженный педагог».

Эффективная работа старшего оперуполномоченного Ивана Главацкого в борьбе с преступностью дала свои плоды, и в 1996 году его назначили на должность заместителя начальника отделения уголовного розыска. Не прошло и двух лет, как он возглавил Парканское отделение милиции, где проработал до 2000 года, пока село не перешло в зону обслуживания УВД г. Бендеры.

Тяжёлые для всех граждан 90-е послужили развитию организованной преступности, отголоски которой были слышны и в начале 2000-х. Но в милиции хорошо работает правило: «На каждое действие всегда найдётся противодействие». Именно за такое противодействие бандитизму отвечало Управление по борьбе с организованной преступностью. Майор милиции И.Ф. Главацкий, не раз сталкивавшийся с преступниками лицом к лицу, был назначен на должность начальника территориального подразделения ОБОП Слободзейского РОВД. Разбойные нападения, вымогательства, убийства – основные направления работы группы, состоявшей из четырёх оперов: Михаила Васильевича Бацанова, Владимира Андреевича Орзула, Дениса Николаевича Ротаря, Анатолия Владимировича Флоря, а также следователя Людмилы Николаевны Яровой.

Раскрытие преступления требует от сотрудника розыска особых знаний и навыков, но не стоит упускать тот факт, что для эффективной работы всегда следует быть на голову выше преступника, к нему нужен определённый подход. «Должны быть фантазия и желание работать. Можно подействовать на преступника психологически, а можно жалость проявить. Порой нужна и хитрость», - признаётся Иван Филиппович.

Но что заставляет человека вновь и вновь идти на риск, не считаясь со своим личным желанием и временем? Иван Филиппович отвечает просто: «Когда ты раскрываешь одно преступление, зарождается интерес к другому, и уже в мыслях у тебя, как лучше раскрыть следующее. Азарт появляется. Работать интересно, хоть и тяжело».


 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter